БИЗНЕС-МОДЕЛИ

чем игра Pokemon Go
интересна для бизнеса?
Мнение: Антон Уткин


M {MONEY} : ДЕНЬГИ #M

2016
Фото: Лейла Эрдман
Фото предоставил Антон Уткин

Антон Уткин
Режиссер, сценарист, арт-директор, журналист, футуролог. Сооснователь Lateral Summer. Режиссер короткометражки «Лето». Занимается дизайном и разработкой продуктов.


Почему такой хайп вокруг Pokemon Go?

Антон Уткин:
У меня сейчас 24-й уровень. Игра довольно простая, но нетривиальная, и я до сих пор узнаю что-то новое, хотя играю уже месяц. Там есть подводные камни и нюансы: всякие хитрости, скрытые характеристики покемонов и разные способы прокачки персонажа. Видно, что Niantic отработали все это на игре Ingress, пока были частью Google. Судя по всему, с нагрузкой на сервера уже справились: в первые дни у них все падало, потому что весь мир ринулся играть, даже в тех странах, где игра официально не запущена. Теперь они докручивают механику и детали, что-то убирают-добавляют, все это видно.

Ажиотаж первых недель спал, но люди продолжают играть. Я вчера зашел в Ильинский сквер, там сесть негде. На скамейке сидит бабушка, жалуется в пространство, что молодежь пошла не та. Подсаживается другая бабушка и говорит: «Вы знаете, а я вот тоже ловлю: я молода душой, вокруг меня молодежь, прекрасный день, парк».

AR-инструмент, вкрученный в Pokemon Go, мы видели еще пять лет назад в айфонах 3GS: ты просто направляешь камеру, а сенсоры сами что-то считают. Ничего технологически нового тут не сделано, ну, может быть, как-то усовершенствовано. Но до Pokemon Go не было ни одной игры, которая бы использовала это не как фишку, а как основную механику. В течение целых пяти лет существования AR-приложений никто никому не мешал придумать такую захватывающую, интересную и успешную массовую игру. Это, кстати, говорит о том, что нужно просто пробовать. Нет никаких рецептов. Если бы они были, то это все уже давно появилось бы.
Откуда встречающийся негатив?

Антон Уткин: Негатив есть, но я не знаю, почему. Наверное, боязнь нового. Меня разные люди спрашивают, почему играю, и кто-то снисходительно говорит: «Ну ты взрослый парень, ты чего?». Тогда давайте вот так: есть другая игра, там 22 миллионера пинают кожаный шар на газоне. На все это смотрят десятки тысяч зрителей, причем с неудобного ракурса, а самостоятельно камерой покрутить они не могут. Телеканалы транслируют все это на еще более широкую аудиторию. Этому «массовому психозу» больше ста лет, но футбол считается нормальным и не вызывает вопросов. А Pokemon Go вызывает у кого-то вопросы, хотя ты можешь камерой повращать, на время отложить все это дело – и вообще играешь сам.
Какова вероятность, что это новая бизнесовая платформа или
модель для всего с геолокацией?

Антон Уткин: Такое вполне возможно. Проще объяснить геолокацию человеку, у которого есть Pokemon Go, если вы пытаетесь найти друг друга в месте, где нет номеров домов и других очевидных ориентиров. Например, ты говоришь другу: «Я у такого-то покестопа» – и найтись гораздо легче. Если бизнес начнет что-то с этим делать, прикручивать новый функционал, это будет интересно.

На данный момент есть возможность поставить lure-модуль в свой покестоп: он приманивает покемонов, и к тебе приходит больше клиентов, которые их ловят. В магазине приложения можно поменять живые деньги на необязательные, но интересные бонусы для игры. Понятно, что Niantic на этом зарабатывает. Как это будет интегрироваться с бизнесами? Ну, посмотрим. Ходят слухи, что Niantic будет добавлять в Pokemon Go новую функциональность.

Есть еще один интересный аспект игры – с бизнесовым потенциалом. Там есть возможность выключать AR и видеть оверлей виртуального города поверх реального. Для меня это пример удачного сторителлинга. Ну вот ты идешь мимо какого-то здания и видишь, что там джим есть, а в реальности там просто парковка. «Видишь джим?» – «Нет». – «А он есть». В одной и той же топографии происходит много разного, и все это видимо для всех пользователей. Мне в этой связи вспомнился фантастический роман «Город и Город». Его написал современный британский автор Чайна Мьевилль. Сосуществование двух миров – интересная концепция, которая наконец-то освоена какой-то компанией.

Возможно, появятся другие массовые игры по этой модели, и там нужно будет делать что-то посложнее, чем прокачивать покемонов и сталкивать их у джимов.
1. Pokemon Go недоступна на территории Китая. Поэтому там самое скачиваемое приложение iTunes – нокофф (аналогичная игра) City Spirit Go.
2. Есть точка зрения, что этичность игровой механики – метания покебола в виртуальных персонажей – под вопросом.

3. Амстердамская компания Capitola VR придумала, как играть в Pokemon Go с помощью гарнитуры виртуальной реальности HoloLens, то есть соединила VR и AR. Получилась MR – Mixed Reality, смешанная реальность.
4. Pokemon Go имеет потенциал стать плaтформой, на которой можно создать экосистему: приложение установлено на большем количестве девайсов, чем LinkedIn и Tinder. Сторонние разработчики выпустили такие приложения, как PokeFit и PokeMatch. Второе называют тиндером для тренеров покемонов.
5. Есть мнение, что с Pokemon Go начнется мода на так называемый физикал гейминг (Physical Gaming). Игру уже объявили одним из лучших digital-средств для борьбы с гиподинамией, социальной изоляцией и лишним весом. Это одно из немногих приложений, которое способно управлять траффиком в реальности.
6. Facebook использует внутреннее приложение Pokemon для мотивирующей геймификации и геймифицированной мотивации: завершая работу над задачей, инженер тем самым ловит покемона.
7. После релиза Pokemon Go продажи внешних батарей удвоились, поскольку игра стремительно расходует заряд. А пользователи стали смотреть в сторону смартфонов с мощными батареями.

8. Губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо запретил всем, уличенным в преступлениях на сексуальной почве, играть в Pokemon Go и написал в Niantic Labs письмо с просьбой не позволять им регистрироваться.
9. Выяснилось, что Nintendo владеет только 32% The Pokemon Company и 13% Niantic Labs. Инвесторы расстроились, и акции Nintendo упали.
10. Pokemon Go имеет доступ к пользовательскому аккаунту Google, Docs и Gmail, хотя для игры это не нужно.

ОНЛАЙН-КУРС
«КАК ВЫБРАТЬ СХЕМУ ДЛЯ МОНЕТИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТА»